Способность к общению с помощью жестов заложена в человеке от рождения. В случае необходимости люди могут даже без предварительной тренировки общаться знаками. Некоторые учёные считают: жестовый язык появился раньше звукового. Когда ребёнок не умеет говорить, но что-то хочет, он указывает на предмет указательным пальцем, когда голоден – имитирует процесс жевания, или подносит руку ко рту. Когда выражает согласие – кивает головой. Такими простыми жестами раньше пользовались все глухие люди. Они придумывали свой набор жестов, с помощью которых общались между собой, но не могли быть понятыми другими людьми. Эту элементарную систему жестов исследовал французский священник Шарль-Мишель Эпе. Однажды он обратился к двум девочкам, которые промолчали в ответ. Священник счёл их невоспитанными. Когда он узнал, что девочки глухие, был очень тронут. Сначала Эпе научился у глухих их языку, а потом создал методическую жестовую систему и открыл школу для глухих. Девочки, которые вдохновили его на такой шаг, стали первыми ученицами. Случилось это в конце XVIII века. С тех пор французская методика стала распространяться и школы для глухих открылись по всему миру.
Сейчас в мире насчитываются сотни жестовых языков, и каждый со своей историей. Есть и международный, составленный из жестов, которые используются в большинстве жестовых языков – жестуно.
Михеденко Н.К.,
учитель жестового языка